Все мы в глубине души немного нарциссы и любим себя. Наверное, поэтому критика, так болезненно нами воспринимается. Но от нее никуда не денешься, тем более, если вы по долгу службы часто выступаете перед аудиторией или просто работаете с людьми.
Нередко случается так, что оппонент настроен весьма враждебно и агрессивно. В таких случаях на критику обязательно нужно достойно отвечать, причем так, чтобы не опускаться до уровня оскорблений. Наши советы обязательно помогут вам в этом.
1. Совет первый: умейте предвидеть возможную критику, будьте заранее к ней готовы
К примеру, готовясь к выступлению с докладом или презентацией, постарайтесь посмотреть на свое будущее выступление объективно, как бы со стороны. Подумайте, какие вопросы и замечания могут возникнуть у слушателей, и как вам лучше на них ответить. Имея готовые варианты, вам будет проще сориентироваться в нужный момент.
2. Совет второй: не поддавайтесь эмоциям, держите паузу
Не стоит отвечать на критику мгновенно. Под влиянием сильных эмоций можно наговорить много лишнего. Лучше сделайте глубокий вдох, выпейте стакан воды, или сосчитайте до десяти. Это позволит вам немного успокоиться и подобрать нужные и правильные слова.
3. Совет третий: обезоружьте оппонента дружелюбием
Начните свое выступление или разговор с миролюбивой фразы. Это позволит снизить градус напряжения, витающий в воздухе, и немного смягчит негативный настрой по отношению к вам со стороны собеседника. Даже если вы категорически не согласны с его мнением, не выражайте это сходу, в первой же своей фразе.
4. Совет четвертый: отвечайте на неудобный вопрос так, как удобно вам
То есть мысленно замените вопрос на близкий по смыслу, но более приятный для вас. И отвечайте на него, обходя в ответе острые углы. Говорите более общими фразами. Этот прием всегда работает безотказно и часто применяется политиками. Он стал уже, что называется, классикой жанра.
5. Совет пятый: признавайте свои ошибки и слабые стороны, но продолжайте поддерживать своих единомышленников
Каждый имеет право на ошибку, поэтому, даже оступившись, продолжайте идти по намеченному пути, если вы уверены, что он правильный. Ошибки нужны, чтобы сделать из них выводы, а ни чтобы отказаться от своей цели и своих соратников. Озвучьте свои промахи собеседнику или аудитории, признайте их сами, а потом переведите разговор в конструктивное русло, расскажите, сколько сил и стараний было потрачено с вашей стороны на достижение результата.